Ситников Вячеслав Алексеевич
Родился 4 декабря 1946 года в г. Рига Латвийской ССР в семье военнослужащих.
Отец – Ситников Алексей Назарович, 1918 года рождения, служил на Балтийском море в должности старшины группы радистов катера «Морской охотник», мама – Ситникова Клавдия Герасимовна, 1921 года рождения, служила заместителем по политической части начальника военного госпиталя на территории военно-морской базы Болдерая близ г.Рига. Оба участники Великой Отечественной войны.
Через три года отец по просьбе своих родителей вместе с семьёй переехал в п. Фалёнки Кировской области, поскольку сам был уроженцем д. Фаленки.
Далее по направлению райкома партии, имея педагогическое образование, работал директором Репинского детского дома, где содержались дети, эвакуированные из Ленинграда в годы блокады. Затем работа замполитом директора машинно-тракторной станций (МТС) в д. Медвежено, председателем колхоза им. Свердлова в селе Святица,
Вот здесь с первого класса и началась школьная биография Славика Ситникова. После окончания 6-и классов Святицкой семилетней школы, родители с целью получения сыном более качественного образования, направили сына в Фаленскую среднюю школу, которую он успешно окончил в 1965 году.
По рекомендациям своего классного руководителя Лопатиной Анны Савельевны Вячеслав поступает в 1965 году в Кировский педагогический институт им. В.И. Ленина на историко-филологический факультет и в 1969 году получает специальность учителя русского языка и литературы средней школы. Специальность ему нравится, и он по распределению уезжает работать учителем русского языка и литературы, истории в Елганскую восьмилетнюю школу Унинского района.
Но работу педагога прервал призыв в ряды Советской Армии. В 1969 году в ноябре Вячеслав Ситников уезжает в Казахстан на космодром Байконур. Служил оператором космической станции «Подснежник». Служил с интересом, проявляя себя и в комсомольской работе, и в художественной самодеятельности. Получил звание младшего сержанта.
Зимой 1970 года демобилизовался из армии и вернулся в Фаленский район, где жили родители. Работу предложили в селе Николаево учителем иностранного языка и физкультуры. Занялся с учащимися туризмом, краеведением. Кроме основной учительской работы опять же комсомольская общественная деятельность, участие в концертах, спектаклях местной художественной самодеятельности.
Молодого человека с активной жизненной позицией заметили в райкоме партии и предложили работу в райкоме комсомола сначала вторым, затем первым секретарём. Стал членом Коммунистической партий, доверили работу в качестве освобожденного секретаря парткома колхоза им. Кирова в пос.Октябрьский.
Затем годы работы в аппарате райкома КПСС.
С 1985 года возвратился в родную Фаленскую среднюю школу вначале организатором внеклассной работы, затем директором школы до 2001 года.
Это годы творчества, интенсивной работы по внедрению новых педагогических технологии, организация первых гимназических классов, коррекционных классов 8 вида, первые успехи и победы, это и организация поискового отряда «Высота», которым гордится весь Фалёнский район, получение высших категории как учителя истории и граждановедения, так и директора школы. И, наконец, первый краеведческий опыт, изложенный в брошюре «История родной школы».
С декабря 2001 года назначен заместителем по социальным вопросам главы администрации Фаленского района.
Это уже более ответственная и серьёзная работа в масштабах всего Фаленского района. Это и другие сферы и уровень контроля и руководство, кроме образования - культура и спорт, здравоохранение и социальная защита, правоохранительная работа и несовершеннолетние правонарушители, молодежная политика и многое другое.
Работа интересная и многогранная.
И вот настал возраст, когда можно уходить на заслуженный отдых, выход на пенсию. Ушёл с работы из администрации района в 62 года.
Но и на пенсии не сидится дома. А это уже общественная работа в должности председателя Общественного Совета Фаленского района, заместителя председателя районного Совета ветеранов войны и труда, ветеранов боевых действий.
Это забота о семьях двух своих сыновей, проживающих в городе Кирове, помощь в воспитании внуков.
Это и ведение своего приусадебного хозяйства; сада, огорода, забота и выращивание кроликов, коз, кур.
И, наконец, продолжение исследовательской краеведческой работы, издание книг и брошюр.
В 2013 году выведен на 3 группу инвалидности и введен в состав президиума правления РО ВОИ (районное отделение всероссийского общества инвалидов). С 2018 года является заместителем председателя РО ВОИ.
По-прежнему занимается краеведением, 20 лет являлся членом областной комиссии при министерстве здравоохранения Кировской области по изучению истории медицины Вятского края, автор 9-ти книжек и брошюр по истории родного края.
За свой творческий труд и значительную общественную деятельность награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Награжден почетными грамотами Министерства образования РФ, Правительства и Законодательного собрания Кировской области, министерства образования и здравоохранения Кировской области, социальной защиты при Правительстве Кировской области, памятной медалью «Знаменосец Победы Григорий Булатов» за заслуги в патриотическом воспитании молодежи и др.
5.01.2012, 2020г.
Из воспоминаний Ситникова Вячеслава Алексеевича:
«К должности директора школы я приступил с августа 1993 года. На эту должность был переведен приказом начальника управления образования района Повышевой Г.С. с должности организатора внеклассной и внешкольной работы (современный – зам. директора по воспитательной работе).
Дела принимал у В.А.Коршунова, который вышел на заслуженный отдых.
В самом начале работы я пригласил к сотрудничеству Шулятникова Сергея Георгиевича, Прокопович Елену Михайловну, Карелину Валентину Петровну, чуть позднее Киселеву Елену Александровну и Радыгину Татьяну Викторовну.
Надо сказать, что эти люди составили мозговой центр администрации школы, были организаторами всех инновационных дел в коллективе.
Первая задача, которая стояла предо мной – сплотить коллектив учителей, воспитателей, обслуживающий персонал (а всех, ни мало ни много, более ста человек).
Второе – это нацелить педагогический коллектив на решение новых задач – создание коррекционных классов для детей с отставанием в развитии, начать работу по организации гимназических классов.
В целом, создать школу нового типа – адаптивного, где бы могли учиться дети с разными возможностями. Для этого требовалось изменить психологию учителей и воспитателей, усилить индивидуальный поход к учащимся, увидеть в каждом личность.
Сплотила нас всех: и учителей, и учащихся – подготовка и проведение 80-летнего юбилея школы в 1998 году. Подготовка началась за два года до юбилея. Были перепроверены все имеющиеся адреса выпускников, налажена с ними связь, опубликована серия статей об истории становления школы и ее сегодняшнем дне в районной газете «Сельский маяк». Этот материал затем был переработан в брошюру «История школы».
Юбилейные дни прошли хорошо. На юбилейном вечере и мероприятиях побывало около тысячи выпускников. Все педагоги были отмечены какими-либо наградами и поощрениями.
Так как работа с хорошистами и отличниками стала дифференцированной, то увеличилось и качество знаний и количество медалистов. Примерно с 1997 года заканчивали школу 5-6 и более медалистов, как правило, судьба их далее складывалась удачно.
Огромную трудность для директора и заместителя директора по хозяйственной части в 90-е годы представляло сохранение и даже некоторое улучшение материально-технической, учебной базы: был проведен капитальный ремонт автогаража – теплой стоянки, построено вновь овощехранилище, система отопления переведена на централизованную теплотрассу от газовой котельной, укреплена компьютерная база.
К юбилею школы был создан музей «История школы». Дополнительно открыты два филиала в других помещениях: «Комната русского быта» и «Зал Боевой Славы». Начали оформлять «Комнату быта 50-х годов».
И чем гордился и по-прежнему горжусь, то это созданием и деятельностью поискового отряда «Высота». Подобных отрядов было всего 10 по области. И попасть в их число было очень престижно.
В случае неудачи или подрыва, травмы во время поиска у участников – я как директор рисковал многим: должностью, а то и свободой. И поэтому командиром отряда я попросил стать своего сына – учителя технологии Ситникова Дениса Вячеславовича. И, по-моему, не ошибся. В течение 5-ти лет он успешно возглавлял отряд, вплоть до ухода из школы в службу судебных приставов.
Заканчивая свои короткие записки, хотелось бы высказать благодарность в адрес моих коллег: учителей, воспитателей, заместителей за то время, которое нас объединило в инициативный, творческий, работоспособный коллектив, выполнявший успешно поставленные нами цели и задачи!
С благодарностью и уважением В.А.Ситников».
14.12.2002
Из статьи «Наш, Вятский» Соколовой Фаины Николаевны, краеведа района, выпускницы школы 1954 года, Почетного жителя района, газета «Сельский маяк от 1 февраля 2001 года:
«…Обязательный человек – это тот, кто не подведет, если пообещает, сделает. Все это в полной мере относится к Вячеславу Алексеевичу.
В течение 10 лет при детской районной библиотеке работал клуб «Юный гагаринец», почетным членом которого был В.А.Ситников, встречавшийся с космонавтом А.Леоновым. Несмотря на занятость, Вячеслав Алексеевич никогда не отказывал в помощи при проведении различных мероприятий, ездил с ребятами в музей космонавтики в г.Киров. И сейчас, когда работаю в музее, всегда быстро решаем возникающие вопросы. Приятно с ним общаться. Он прост, приветлив, вежлив со всеми, легко можно с ним решить любое дело. Не раз обсуждали с Вячеславом Алексеевичем вопросы по краеведению, и я всегда удивлялась, как быстро он все схватывает, понимает, подсказывает правильное решение. Результатом его организаторских способностей и содружества с учителем географии Р.И.Кулябиной и завучем школы Е.М.Прокопович стал прекрасный школьный музей.
Вячеслава Алексеевича уважают все: учителя, родители, ученики. Когда в 1996 году он стал учителем года, порадовались за него. А из «Сельского маяка я узнала, что Вячеслав Алексеевич неоднократно побывал на международных семинарах по граждановедению и праву в Москве, Санкт-Петербурге, Новоуральске…
Вячеслав Алексеевич – неплохой оратор, умеет без бумажки сказать так, что любой человек сразу понимает.
За все присущие ему качества испытываешь чувство гордости – наш, вятский. Скромный, простой, но в то же время умница».
Из статьи Ситникова В.А., директора школы, «Верю в лучшее», газета «Сельский маяк» за 5 ноября 1998 года:
«…Мы все прекрасно понимаем, что главным итогом нашей педагогической образовательной и воспитательной работы станут не оценки в журнале, не гладкие и правильные ответы школьников на занятиях. Нынешнее поколение учеников – это граждане третьего тысячелетия. А такая обстановка лжереформ в нашей стране не может продолжаться бесконечно. И нашим выпускникам жить в новой России, творить ее историю. Поэтому коллектив школы старается, чтобы наши подопечные умели слушать, дискутировать, излагать, защищать свое мнение, собственные суждения; хотели и умели собирать и анализировать материалы из разных источников… решали конфликты ненасильственным путем, принимали на себя ответственность, участвовали в принятии решений, их выполнении и многое, многое другое.
Таким на наш взгляд должен быть выпускник 21 века…»
- Войдите, чтобы оставлять комментарии