Размер шрифта:
Цвета сайта

Торопова Мария Михайловна

Типы публикаций: 

Мария Михайловна родилась 21 октября 1921 года в деревне Толстобоки Фалёнского района в крестьянской семье. «Отец мой был организатором колхоза и его первым председателем. Оставался в этой должности до конца своей жизни», - пишет Мария Михайловна в автобиографии. В 1937 году она окончила Низевскую семилетнюю школу.

 Свою первую трудовую деятельность начала в 1942 году учителем истории Низевской семилетней школы после окончания исторического факультета Н-Тагильского учительского института, который был организован на базе педучилища. (Кировский педагогический институт закончила в 1956 году заочно).

С 18 сентября 1943 года была переведена в Фалёнскую среднюю школу.

Работала сначала  учителем  истории, потом завучем (с 18 августа 1944) и директором (с 1 января 1945 года до августа 1946). С августа 1946 была переведена в Низевскую среднюю школу на должность директора, с 1953 по 1960 работала директором Макаровской восьмилетней школы, с 1960-1966 — директор Шулеговской восьмилетней школы. После ликвидации Шулеговской школы была вновь назначена директором Низевской средней школы. В 1976 году ушла на отдых. Но в Низевской школе не оказалось учителя по истории, и Мария Михайловна работала ещё 4 года. Вела активную общественную работу, была пропагандистом.

За свою трудовую деятельность она получила 4 медали (в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»), неоднократно награждалась почётными грамотами и благодарственными письмами РОНО.

 

Воспоминания Тороповой Марии Михайловны  о годах работы в Фаленской средней школе:

 

«…В Фаленской школе встретили хорошо. Устроили на частную квартиру к Тюлькиной. У нее жила учительница начальных классов Малоева Татьяна Алексеевна. Дом был большой, жили в разных комнатах… Коллектив учителей был молодой. Все учителя работали на совесть.

Работали тогда: Анна Михайловна Плетенева (математ.)

Валентина Филипповна Городилова (матем.)

Наталья Ивановна Катаева (матем.)

Резвухина Валентина Арсентьевна (лит.)

Мильчакова Таисья Николаевна (русский язык и  лит.)

Школа работала в две смены. Основное здание было за линией. В этом здании занимались старшие классы. Начальные и старшие были размещены в старом здании госбанка, РАЙФО. Два школьных здания были заняты под госпиталь. Среди учащихся было немало эвакуированных из Ленинграда. Все они учились неплохо. Ученики из деревень, да и из п. Фаленки, многие голодали, плохо были одеты. Неуспевающих было много. Условий для работы нормальных не было. Теснота, холодно в классах. Дрова к зданиям подвозили на лошадях из деревень. Не было света. Вторая смена занималась с лампами. Одна, две лампы на класс. Стекла к лампам, керосин покупали на рынке в г.Кирове. Деньги собирали сами ребята. Это была их инициатива. За что мне пришлось отчитываться в Райисполкоме.

Не было оконного стекла, приходилось в некоторые рамы вставлять фанеру или окна обшивать досками. Материал находили с большими трудностями. Проблема была с питанием учащихся. Школа имела подсобное хозяйство в колхозе «Ключевка», где председателем была молоденькая девушка Рылова Галина. Колхоз засеивал школьный участок. Уход за посевом вели ученики. В уборке помогал техникой колхоз. Сеяли ячмень, пшеницу. Зерно хранилось в складе в д.Фаленки. Зерно размалывали на крупу. Обеды готовили в школе.

Во всех вопросах по хозяйству помогал председатель райисполкома т.Косенков и секретарь РК КПСС – Шуклин.

Коллектив учителей и учащихся проводил большую общественную работу. Шествовали над госпиталем. Проводили концерты, беседы, лекции. Носили подарки, продукты. Ребята приносили раненым молоко. На фронт отправляли посылки, собирали вещи. Ребята приносили то, что имели: варежки, шарфы, носки, шапки, рубашки, наволочки и др. Школа помогала в уборке картофеля, в сборах колосьев, овощей. Иногда картошку собирали из-под снега. Тогда многие ребята вооружались вилами. Работали все дружно. Жили мечтой – скоро ли кончится война. Радио ежедневно доносило печальные вести.

Летом 1944 и 1945 дрова для школы заготовляли учителя с ребятами. Было доведено задание каждому классу. Выходили все организованно. План по заготовке дров выполняли.

Интересным был момент занятия школы после того, как одно здание было освобождено. То здание, где теперь занимаются начальные классы, было освобождено в начале зимы 1945 года. Транспорта для перевозки парт не было. Ребята ждали с нетерпением момента, когда будет объявлено переселение. Как только услышали разрешение – каждый тащил свою парту. Немало пришлось пережить за них, когда перетаскивали парты через линию (ж/д). Не прошло и часа, как переселение закончилось. После того как начались занятия в освобожденной школе, условия для занятий улучшились…но две смены не изжиты, а также и материальные трудности.

Коллективы учителей и учащихся терпеливо переживали все трудности и добивались высоких показателей в учебном труде. Большую помощь в улучшении успеваемости учащихся, дисциплины оказывали ученические организации: учком, комсомольская организация, пионерская».

 

14.03.1985  с. Низево

Веселкова М.М.

 

Из автобиографии:

«Самый счастливый и радостный день для всех был долгожданный день Победы — 9 мая 1945. После того как прослушали по радио правительственное сообщение, все учителя и учащиеся  старших классов пошли в деревни сообщать жителям об окончании войны».

15.02.1988

Из воспоминаний Прозоровой Лидии Ильиничны, учителя русского языка и литературы:

«…Директором школы в то время работала Торопова Мария Михайловна, преподаватель истории. В эти тяжелые годы она сумела так организовать коллектив учителей, что все старались выполнить любую ее просьбу. Она никогда не давала никаких распоряжений, а все ее указания были выражены в форме просьбы, не выполнить их было невозможно. Была скромная, даже стеснительная, исключительно трудолюбивая. Из всех руководителей школы за годы войны она оставила самое приятное впечатление…»