Как подготовить ребёнка к диктанту дома
Опубликовано пт, 11/05/2012 - 00:00 пользователем Оксана Манылова
Типы публикаций:
Подходит к концу учебный год. Пора подводить итоги. Как обычно учащиеся в конце года пишут в классе проверочные диктанты.
Как подготовиться к диктанту?
Ребенку, испытывающему трудности в обучении русскому языку, необходима помощь родителей. Подготовка к диктанту должна быть рациональной. Если ребенок знает, что часто диктанты пишет неудовлетворительно и заранее переживает, необходимо успокоить его, убедить, что у него все получится прежде, чем готовиться к диктанту: «Не ошибается тот, кто ничего не делает!» Утром в день написания диктанта обязательно приободрите ребенка: « У тебя все получится!» Иногда именно психологическое состояние, боязнь того или иного вида работы не позволяет ребенку максимально реализовать свои возможности. Важно, чтобы ребенок шел в школу спокойным, не переживал и не боялся предстоящей работы. Как подготовиться к диктанту по данному материалу, не перегружая ребенка.Важно, чтобы подготовка не пошла во вред. Способы подготовки зависят от того материала, который предлагается.
Словарные слова.
Словарные слова изучаются в классе, дома постепенно ребенок их заучивает. Бывает, что пока слово встречается часто, ребенок помнит, как оно пишется. А вот когда проходит время, подходит этот словарный диктант, все забывается.
Подготовка к диктанту по данным словарным словам несколько специфична. Безусловно, для каждого ребенка подходят разные способы.
1. Записать (ребенку) все словарные слова в столбик. Прежде, чем писать слово, необходимо его прочитать по слогам и повторить по слогам 2 – 3 раза.
2. Устно составить словосочетание с каждым словом.
3. Заштриховать все гласные (буквы не должны просвечиваться).
4. Над заштрихованными гласными другим цветом (не красным и не черным) написать пропущенные гласные. Если в слове допускается ошибка, ребенок ищет его в учебнике и записывает рядом.
* Такой вид работы детям очень нравится. С одной стороны подобные задания позволяют удерживать интерес и внимание ребенка, с другой стороны помогают формировать орфографическую зоркость, прогноз чтения, уточнять и расширять словарный запас.
5. Заштриховать согласные.
6. Восстановить согласные.
7. Повторить все еще раз со словами, в которых были допущены ошибки.
Желательно подготовку начинать за 2-3 дня.
Слова на изученные правила.
Прежде всего, анализируем, на какие правила встретились слова. По возможности подбираем проверочные слова, вспоминаем схемы правил. Группируем слова по правилам. Записываем группы слов. В каждой группе исключаем, а затем восстанавливаем гласные, потом согласные.
Аналогично работаем с материалом, содержащим словарные слова и слова на изученные правила. Но в данном случае необходимо разделить слова на эти две группы.
Словосочетания.
Составить с каждым словосочетанием предложение.
Выделить главное слово, поставить вопрос к зависимому, обозначить окончание в вопросе и в каждом слове словосочетания.
Проговорить словосочетания по слогам. Взрослый читает бегло, а ребенок медленно повторят по слогам 2 – 3 раза.
Выписать слова, в которых при проговаривании были допущены ошибки и проанализировать их написание (почему так, а не иначе).
Проговорить только те слова, в которых были допущены ошибки.
Выборочно записать под диктовку словосочетания, в которых не были допущены ошибки, и те, в которых ошибки были допущены. Лучше брать словосочетания не в том порядке, в котором они расположены в учебнике.
Для данного задания лучше отксерокопировать текст учебника. Исключить, а затем восстановить гласные, потом согласные.
Необходимо учитывать, что подготовка к диктанту – часть домашнего задания и обычно приходится на вторую половину дня. Лучше свести до минимума письмо ребенка. Нельзя несколько раз писать одно и то же.
Глубоко заблуждаются те взрослые, которые считают, что если ребенок допустил в слове ошибку, он должен писать это слово как минимум несколько строчек. Ребенок пишет вначале слово правильно, а потом опять ошибается, пишет неправильно, но с каждым новым написанием ошибка эта закрепляется.
Если же есть возможность подготовиться к диктанту в выходные, то необходимо это делать в утренние часы.
Предложения и текст.
Безусловно, текст необходимо прочитать целиком. Однако не стоит заставлять ребенка читать этот текст много раз. Далее работаем с каждым предложением.
1. Прочитать предложение целиком.
2. Проанализировать знаки препинания.
3. Составить схему предложения, используя знаки препинания.
Например: С деревьев летели желтые, красные, бурые листья.
__ ______ _____ ______ , ______ , _______ ______.
4. Выделить те слова, в написании которых ребенок не сомневается.
5. Отдельно выписать те слова, написание которых вызывает трудности.
6. Проанализировать трудные слова.
7. Исключить, а затем восстановить гласные, потом согласные.
8. Записать в произвольном порядке (не как в учебнике) те предложения, в которых встретились трудные слова.
Для успешного написания диктанта в классе желательно:
* настроить ребенка на успех, успокоить,
* ребенок не должен знать текст диктанта наизусть,
* не стоит писать дома текст целиком,
* подготовка должна идти в спокойной, доброжелательной обстановке.
Очень может быть, что с первого раза успех не будет достигнут. В этом случае необходимо проанализировать количество ошибок. Их обычно бывает чуть меньше. Несколько дней повторять те слова, словосочетания и предложения, в которых ребенок допустил ошибки.
Такая работа по подготовке к диктанту должна вестись систематически. Постепенно у ребенка сформируются необходимые навыки, он будет внимательнее анализировать написание тех или иных слов, будет развиваться орфографическая зоркость, его языковое чутье.
Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!