Размер шрифта:
Цвета сайта

Упражнения для формирования навыков чтения

Типы публикаций: 

Упражнения, способствующие формированию навыков чтения. В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения письма (дисграфия и дизорфография) и чтения (дислексия). Нарушения чтения у детей изучаются давно, но и поныне это одна из самых актуальных проблем логопедии. Не секрет, что нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка. Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтении, как скучном занятии. Различные по степени сложности и разнообразия упражнения и задания помогут превратить сложный процесс чтения в интересную игру. Упражнения на внимание: 1. Присмотритесь к выделенным словам и найдите в них ответы на вопросы. Какой цветок вручили чемпиону? Какое блюдо приготовила стряпуха? Как называют водный поток, у которого растёт гречка? Куда забросили хомут? 2. Вычеркни все буквы, которые повторяются. Ы Р М Т А О Н И Р П Т М Р А Н В Л О С Д П Б Е О М Н М И А П Е Ч Т М Л А Р Ч М Б А О С И С Б И Ю А О Р Ч 3. Исправь ошибку. Рог до ушей – хоть завязки пришей. Два сапога – тара. Ус хорошо, а два лучше. Один в золе не воин. Трус кормит, а лень портит. Не делай муки из слона. Сашу маслом не испортишь. Крутится как булка в колесе. Яйца куницу не учат. Не пой другому яму, сам упадёшь. Кошке игрушки, мошке слёзки. Куда иголка, туда и нотка. 4. Найди в каждой строчке имя и напиши рядом. Ф Ы В А И В А Н Г О Р _______________________ С А Ш А И Т Ю Б Л Т________________________ О Н Т А Н Я М А К Н О________________________ Щ Л К О Л Я У Л В Ж Г Х Б______________________ 5. Прочитай слова, подчеркни среди них такие, которые можно читать наоборот. РЕКАКАЗАКСУМКАРЮКЗАКШАЛАШБЕРЁЗАЗАКАЗУЛИТКАДИВАНКОМОК 6. Читай чётко, без ошибок. волкмартфантсветстихтрос гербметрвестьслонсломтрон зонтсерпгостьслогсмехтрус кустторткостьследснятьткань кадртанкчастьслепсветтвой листтигрсестьспортрапхвост Разобрать ребенку непонятные слова. Упражнения, формирующие умение слушать и говорить. 1. Сократи предложение до 4-х, 3-х, 2-х слов. • Учитель произносит предложение – дети осмысливают его, учитель повторяет предложение – дети запоминают его, затем учитель просит ребят сократить предложение последовательно, произвольно, но сохраняя основное содержание. Оля читает бабушке интересную книгу. Оля читает бабушке книгу. Оля читает бабушке. Оля читает. Что изменилось, когда предложение сокращалось? - Сегодня утром Маша пошла в школу. - Весело пели в лесу птички. - Кот спит очень чутко. - Воробей громко и тревожно зачирикал. 2. Переставь слова в предложении. • Дети учатся выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл. Сегодня утром Маша пошла в школу. Маша сегодня утром пошла в школу. Утром сегодня пошла Маша в школу. Пошла Маша сегодня утром в школу. В школу пошла сегодня утром Маша. - Из молока получают масло и сыр. - Пчёлы носятся около цветущих ветвей липы. - Ребята нашего класса смастерили кормушки для птиц. - В тундре волки и олени живут рядом. - Под старой берёзкой Алёша увидел маленького птенчика. 3. Измени одно слово. • Учитель предлагает детям прослушать предложение и повторить его, заменив в нём только одно слово, например: Дети пришли из школы. Ребята пришли из школы. Мальчики пришли из школы. Ученики пришли из школы. Дети вышли из школы. Дети пришли из театра. - Валя гостила под Москвой. - В кустах весело пел чиж. - Стоит яркий солнечный день. - Утята прыгнули в воду и поплыли. 4. Послушай, запомни, ответь: всё ли верно? • Дети слушают предложение и определяют: может ли это быть, если да, то когда, где, почему. Если нет, то следует доказательно объяснить, что это небыль или несуразица. - Выпал снег, Алёша вышел загорать. - Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику. - Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошёл дождь. - Воробей принёс дрова, а мышонок затопил печь. 5. Дополни предложение. Мы играем. Мы играем в футбол. Мы играем в футбол на стадионе. Летом мы играем в футбол на стадионе. Летом мы играем в футбол на школьном стадионе. - Серёжа учит. - Папа привёз. - Птичка прилетела. - Кот мяукал. - Заяц убегал. Упражнения, формирующие быструю реакцию на слово, способствуют развитию навыка чтения по догадке, умению разгадывать загадки, развивают воссоздающее воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо. 1. Кто это? Что это? Отвечай быстро. Звонкий, быстрый, весёлый - … Вкусный, алый, сочный - … Жёлтые, красные осенние - … Холодный, белый, пушистый -… Бурый, косолапый, неуклюжий - … Жёлтые, красные, зелёные - ... . 2. Точно и быстро. Кто или что? мурлычет – кот варит – повар стоит – дом лает -учит -прыгает мычит -лечит -летает – жужжит -строгает - спит - шипит - сажает - лепит – ревёт - красит - играет – 3. Слушай. Называй как можно больше слов. Плывёт – пароход, лодка, пловец, бревно, щепка, утка. Летит – Растёт – Поёт – Ползёт – Ссорится – Работает – Сверкает – Упражнения, способствующие развитию четкости произношения. Развитие чёткого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок, пословиц. Проговаривание скороговорок не только улучшает дикцию, но и помогает выделить основной звук, который задействован в скороговорке. Например: "Ткет ткач ткани на платки Тане", "Водовоз вез воду из-под водопровода". Когда ребенок будет знать достаточное количество скороговорок, взрослый может его попросить вспомнить скороговорку для того или иного звука (например, для "К": "Идет с косой косой козел" и т.д.); Проворонила ворона воронёнка. Мама мыла Милу мылом. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Клава у Клары играла на рояле. Реконструкция связного текста. Печатается текст в двух экземплярах. Один из них разрезается на отдельные предложения. Ребенок сначала читает текст целиком, затем собирает его из отдельных предложений. На следующем занятии ребенку предлагается реконструировать этот же текст без предварительного чтения. Количество предложений в тексте постепенно увеличивается от занятия к занятию, но начинать следует с 3-4 предложений. Таким образом ребенок учится удерживать в памяти содержание того или иного текста в течение длительного времени. Предложенные упражнения помогают увеличить скорость и улучшить качество чтения учащихся, кроме того, в процессе занятий у ребенка повышается концентрация внимания.