Какие качества нужно развивать для успешной сдачи ЕГЭ
Опубликовано пт, 11/05/2012 - 14:31 пользователем Сунцова Светлана
Типы публикаций:
Какие навыки нужно развивать, чтобы лучше подготовиться к ЕГЭ
Знание о процедуре ЕГЭ
Представление об этапах проведения экзамена, о требованиях к заполнению бланков и правах школьника
Снижает тревожность ребенка, помогает больше внимания уделять решению задач и принятию решений: «осведомлен, значит, вооружен».
Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок знает, какая процедура его ожидает (средний уровень влияния).
Внимание
Умение концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами
Помогает правильно понимать задания, избегать ошибок и описок при написании решений и ответов на бланках, учитывать всю необходимую информацию.
Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок внимателен (высокий уровень влияния).
Логика
Умение стоить логически связанные ответы и рассуждения, понимать логические связи в заданиях
Помогает правильно понять задания, связанно и логично излагать ответы, рассуждения, находить наиболее логичные ответы в тестах, если не уверен в правильности выбора.
Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет логически мыслить (высокий уровень влияния).
Память
Способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи экзамена
Помогает сосредоточиться на задании, вспомнить усвоенный материал и не отвлекаться на переспрашивание.
Однозначной связи с успешностью не установлено.
Интроверсия
Как стратегия поведения: самостоятельная работа с заданиями, собранность, надежда только на свои силы, навыки самостоятельной работы с письменной информацией.
Письменная форма ответов более привычна и помогает лучше ответить на вопрос (есть время подумать, правильно сформулировать ответ) по сравнению с устной формой.
В ситуации ЕГЭ, когда вокруг незнакомые люди, помощь и поддержка оказываться не будет. Можно рассчитывать только на себя. Отвлекаться на других людей и знакомиться с ними в надежде на помощь – нет времени и возможности.
Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет собранно и самостоятельно работать с информацией и письменно излагать ответы (высокий уровень влияния).
Организованность
Как стратегия поведения: умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя.
Помогает распределить время так, чтобы решить как можно больше заданий, уложиться во временные рамки, успеть перепроверить ответы, чтобы снизить вероятность описок.
Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок выбирает верные стратегии планирования времени (средний уровень влияния).
Эмоциональная стабильность
Как стратегия поведения: уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах.
Тревожность может негативно сказываться на результатах экзамена, потому что волнение может привести к тому, что школьник забывает знакомый материал, становиться менее внимательным и т.д. Больше времени уходит на то, чтобы справиться с эмоциями.
Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет справляться с волнением или экзамен не вызывает у него тревоги, т.е. но уверен в себе, своих способностях. Уровень влияния зависит от предмета: на математике волнение сказывается более негативно, нежели на экзамене по русскому языку.
Опросник “Итоги ЕГЭ”
Инструкция
Выберите из предложенных вариантов тот ответ, который наиболее точно соответствует вашему мнению.
1. Охарактеризуйте ваше состояние на пробном ЕГЭ:
1) я совершенно не волновался;
2) я волновался, но вспомнил и применил техники борьбы с волнением, поэтому смог справиться с собой;
3) я сильно переживал по поводу того, что не справлюсь с заданиями, и это помешало мне хорошо выполнить ЕГЭ.
2. Определите, каким образом вы действовали на пробном экзамене:
1) с самого начала действовал в соответствии со стратегией, выработанной в процессе подготовки к нему;
2) сначала я забыл о том, как необходимо действовать, и выполнял задания хаотично, но потом вспомнил об этом и перестроил свою работу;
3) действовал по ситуации, не придерживаясь определенной стратегии деятельности.
3. Предположите, насколько успешно вы выполнили экзаменационные задания:
1) выполнил ЕГЭ успешнее, чем планировал, легко справился с заданиями, рассчитываю на более высокую сумму баллов, чем предполагал ранее;
2) думаю, что выполнил те задания, которые были мне по силам, получу сумму баллов, на которую рассчитывал;
3) задания оказались сложнее, чем ожидал, сумма баллов будет ниже, чем планировал заранее.
4. Всё ли вы знали о процедуре ЕГЭ:
1) знал всё, во время экзамена не возникло непредвиденных ситуаций;
2) мне нужно ближе познакомиться с процедурой ЕГЭ;
3) некоторые моменты экзамена были неожиданны, не знакомы.
5. Ваши выводы после пробного экзамена:
1) ЕГЭ показал, что я хорошо подготовлен и по предмету, и психологически, отчетливо понимаю, что и как нужно делать во время экзамена;
2) мне не хватило предметных знаний, необходимо заниматься дополнительно, чтобы ликвидировать пробелы по отдельным темам;
3) у меня возникли проблемы психологического характера, я нуждаюсь в психологической подготовке к ЕГЭ.
Оценка результатов исследования
Оценка результатов производится путем подсчета количества ответов обследуемого, свидетельствующих о готовности к ЕГЭ.
Каждый ответ под номером 1 оценивается в 1 балл, номер 2 — в 2 балла, номер 3 — в 3 балла.
Суммарная оценка:
5–7 баллов — высокий уровень психологической готовности к экзаменам;
8–12 баллов — средний уровень готовности, требуется уточнить некоторые моменты подготовки; 13–15 баллов — низкий уровень готовности, необходима систематическая подготовка к ЕГЭ.