Размер шрифта:
Цвета сайта

Скороговорки для развития четкости речи

Типы публикаций: 

Кому из вас не знакомы скороговорки? Всем знакомы. Нам- то, взрослым, произношение этих чудных и милых стишков доставляет огромное удовольствие, а что говорить о детях! Помимо того, что они просто обожают скороговорки, эти рифмованные «языкипереломайки» просто органически необходимы всем дошкольникам и младшим школьникам.

Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.

 Развитие речи – одна из основных возрастных задач, которую нужно решить ребенку-дошкольнику и младшему школьнику. Обратите внимание, какой огромный временной интервал дается ему на овладение этим умением (от 3 до 10 – порядка 7(!) лет).

В конце концов, от того, насколько умело владеет речью ребенок, зависят не только его успехи в учебной деятельности, а именно грамотное письмо и устная речь.

Четкая и понятная речь «потянет» за собой:

- развитие мышления – овладение системой понятий, умение рассуждать и анализировать,

- развитие памяти – говорю то, что понимаю, поэтому все хорошо запоминаю,

- внимания – говорю и все понимаю, поэтому воспринимаю,

- а также познавательного интереса – хорошо говорю и поэтому хочу все знать!

В итоге внятная, понятная и четкая речь влияет даже на формирование мировоззрения.

 Как работать над скороговорками.

1. Выбирайте, прежде всего, короткие скороговорки. Например, такие:

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

На скамейку мама села, справа – Сева, Слава – слева.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Слишком много ножек у сороконожек.

2. Сначала произнесите скороговорку и объясните ее смысл ребенку.

3. После этого «разбейте» скороговорку на несколько «кусочков» длиной в два-три слова и разучите их. Следите за правильным произношением.

Вот так:

Вы: Редька редко росла…

Ребенок: (повторяет)

Вы: Молодец! Редька редко росла на грядке…

Ребенок: (повторяет)

Вы: Умница!

И так далее вы отрабатываете несколько раз правильное произношение этого «кусочка», все время передавая «эстафету» ребенку. Не забывайте при этом каждый раз одобрять «игру» словами: «молодец», «умница», «хорошо», «правильно», «отлично» и т.д., даже если у него не получается. Ваша задача – увлечь ребенка, войти в определенный динамичный процесс, в котором нудное заучивание превращается в интересную и увлекательную игру с ритмом.

4. После того, как вы выучили скороговорку, не затягивайте «работу» с ней, а займитесь чем-нибудь еще.

5. Возвращайтесь к скороговоркам всякий раз, когда захотите. Дети с удовольствием будут повторять выученную ранее скороговорку и ненавязчиво тренировать четкость и правильность произношения.

А сейчас предлагаю несколько скороговорок для заучивания с детьми летом.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, не спишь?»

Мышо­нок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише!» 

***

На дворе трава, на траве дрова, у дров детвора.

***

Гарик грыз сухарик, Лариса варила рис для Бориса.

***

Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь. 

***

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

***

Шел Флор по шоссе к Сашке в шашки играть.

***

Лена искала булавку,

а булавка упала под лавку.

Под лавку за­лезть было лень:

искала булавку весь день.

***

Собирала Маргарита маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.

***

Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся.

***

У Маши мошка в каше.

Что делать нашей Маше?

Сложила кашу в плошку

и накормила кошку.

***

Простоквашу дали Клаше, недовольна Клаша: не хочу я про­стокваши, дайте просто каши.

***

Крута гора, в горе — дыра, в дыре — кротовая нора.

***

Кукушка кукушонку купила капюшон.

***

Варвара варила, варила, да не выварила.

***

Носит Сеня сено в сени.

Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров)

***

Семь суток сорока старалась, спешила,

себе сапоги сыромятные сшила.

Сказала со смехом соседке синица: —

Стать  самой  скрипучей сорока  стремится. (М. Пляцковский)

***

Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, болтала, да и всё выболтала.

***

Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

***

Сшит колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, да не по-колоколовски.

***

Рассердился дед Филипп — липкий клей к нему прилип.

***

Пилят, колют, колют, пилят Филя с Колей, Коля с Филей.

***

Съел молодец тридцать три пирога с творогом. 

***

Пишу шутки для Дашутки и Мишутки.

***

У мышки-крошки в норушке крошки. 

***

Мамаша давала Ромаше сыворотку из-под простокваши.