Скороговорки для развития четкости речи
Кому из вас не знакомы скороговорки? Всем знакомы. Нам- то, взрослым, произношение этих чудных и милых стишков доставляет огромное удовольствие, а что говорить о детях! Помимо того, что они просто обожают скороговорки, эти рифмованные «языкипереломайки» просто органически необходимы всем дошкольникам и младшим школьникам.
Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогают ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить.
Развитие речи – одна из основных возрастных задач, которую нужно решить ребенку-дошкольнику и младшему школьнику. Обратите внимание, какой огромный временной интервал дается ему на овладение этим умением (от 3 до 10 – порядка 7(!) лет).
В конце концов, от того, насколько умело владеет речью ребенок, зависят не только его успехи в учебной деятельности, а именно грамотное письмо и устная речь.
Четкая и понятная речь «потянет» за собой:
- развитие мышления – овладение системой понятий, умение рассуждать и анализировать,
- развитие памяти – говорю то, что понимаю, поэтому все хорошо запоминаю,
- внимания – говорю и все понимаю, поэтому воспринимаю,
- а также познавательного интереса – хорошо говорю и поэтому хочу все знать!
В итоге внятная, понятная и четкая речь влияет даже на формирование мировоззрения.
Как работать над скороговорками.
1. Выбирайте, прежде всего, короткие скороговорки. Например, такие:
Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
На скамейку мама села, справа – Сева, Слава – слева.
У ежа – ежата, у ужа – ужата.
Слишком много ножек у сороконожек.
2. Сначала произнесите скороговорку и объясните ее смысл ребенку.
3. После этого «разбейте» скороговорку на несколько «кусочков» длиной в два-три слова и разучите их. Следите за правильным произношением.
Вот так:
Вы: Редька редко росла…
Ребенок: (повторяет)
Вы: Молодец! Редька редко росла на грядке…
Ребенок: (повторяет)
Вы: Умница!
И так далее вы отрабатываете несколько раз правильное произношение этого «кусочка», все время передавая «эстафету» ребенку. Не забывайте при этом каждый раз одобрять «игру» словами: «молодец», «умница», «хорошо», «правильно», «отлично» и т.д., даже если у него не получается. Ваша задача – увлечь ребенка, войти в определенный динамичный процесс, в котором нудное заучивание превращается в интересную и увлекательную игру с ритмом.
4. После того, как вы выучили скороговорку, не затягивайте «работу» с ней, а займитесь чем-нибудь еще.
5. Возвращайтесь к скороговоркам всякий раз, когда захотите. Дети с удовольствием будут повторять выученную ранее скороговорку и ненавязчиво тренировать четкость и правильность произношения.
А сейчас предлагаю несколько скороговорок для заучивания с детьми летом.
Мышонку шепчет мышь:
«Ты все шуршишь, не спишь?»
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише!»
***
На дворе трава, на траве дрова, у дров детвора.
***
Гарик грыз сухарик, Лариса варила рис для Бориса.
***
Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.
***
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
***
Шел Флор по шоссе к Сашке в шашки играть.
***
Лена искала булавку,
а булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень:
искала булавку весь день.
***
Собирала Маргарита маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
***
Купила Марусе бусы бабуся, на рынке споткнулась бабуся о гуся.
***
У Маши мошка в каше.
Что делать нашей Маше?
Сложила кашу в плошку
и накормила кошку.
***
Простоквашу дали Клаше, недовольна Клаша: не хочу я простокваши, дайте просто каши.
***
Крута гора, в горе — дыра, в дыре — кротовая нора.
***
Кукушка кукушонку купила капюшон.
***
Варвара варила, варила, да не выварила.
***
Носит Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров)
***
Семь суток сорока старалась, спешила,
себе сапоги сыромятные сшила.
Сказала со смехом соседке синица: —
Стать самой скрипучей сорока стремится. (М. Пляцковский)
***
Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, болтала, да и всё выболтала.
***
Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.
***
Сшит колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, да не по-колоколовски.
***
Рассердился дед Филипп — липкий клей к нему прилип.
***
Пилят, колют, колют, пилят Филя с Колей, Коля с Филей.
***
Съел молодец тридцать три пирога с творогом.
***
Пишу шутки для Дашутки и Мишутки.
***
У мышки-крошки в норушке крошки.
***
Мамаша давала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
- Войдите, чтобы оставлять комментарии