Размер шрифта:
Цвета сайта

Леворукость или левшество?

Термины «леворукость» и «левшество» следует различать. Леворукость - это предпочтение и активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений.

Леворукость может быть временным признаком (т.е. может произойти «превращение» левши в правшу). В историях развития леворуких детей высока частота патологии беременности и родов, родовых травм. Леворукими могут стать дети, у которых была серьезная травма правой руки в раннем возрасте. Таким образом, леворукость в большинстве своем связана с патологией. Ученые утверждают, что такой ребенок не левша, а «неправша».

Что касается понятия «левшество», то это проявление устойчивой, неизменной характеристики, специфического типа организации нервной системы (в первую очередь головного мозга) человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество генетическое. Иными словами левшество - это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга.

Диагностика ведущей руки.

Определить ведущую руку можно примерно к 4 годам, поскольку до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:

1. Ребенку предлагают открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, а не ведущая держит пузырек. Результат фиксируется: П - правая, Л - левая.

2. Ребенка просят развязать несколько узлов на шнуре средней толщины. Ведущей считается рука, которая развязывает узел, не ведущая рука держит. Результат фиксируется: П, Л.

3. Ребенку предлагают протереть что-нибудь из мебели (стол, шкаф и т.п.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука. Результат фиксируется: П, Л.

4. Ребенку кидают небольшой мячик или мягкую игрушку и просят поймать одной рукой. Бросающий стоит посередине по отношению к малышу. Та рука, которая ловит, - ведущая. Результат фиксируется: П, Л.

5. Ребенка просят похлопать в ладоши. Ведущая рука обычно - сверху. Результат фиксируется: П, Л.

6. Ребенка просят погладить игрушку, которую он держит в руках. Обычно гладит ведущая рука. Результат фиксируется: П, Л.

7. Ребенку предлагают указательным пальцем одной руки нарисовать круги на ладошке другой. Рисует ведущая рука. Результат фиксируется; П, Л.

8. Ребенку протягивают часы и просят их завести. Обычно не ведущая рука держит часы, а ведущая - заводит. Результат фиксируется: П, Л.

9. Родители кладут что-нибудь на пол, например, небольшую игрушку, и просят ребенка поднять предмет. Ведущая рука обычно поднимает. Результат фиксируется: П, Л.

10. Ребенка просят переплести пальцы обеих рук. При этом сверху оказывается большой палец ведущей руки. Результат фиксируется: П, Л.

11. Родители просят ребенка вдеть нитку в иголку. Обычно ведущая рука держит нитку и вдевает ее в ушко, а не ведущая рука держит иголку. Результат фиксируется: П, Л.

На основании проведенных проб родители могут определить, какая рука у ребенка является ведущей. Это особенно важно, когда у малыша достаточно слабо сформированы графические навыки работы рукой или родителям неясна ведущая позиция одной руки, поскольку ребенок производит манипуляции то одной рукой, то другой.

Возможен и третий вариант: равнозначное количество ведущей позиции, как правой, так и левой руки. Одинаковое владение правой и левой рукой называется амбидекстрией, а дети - амбидекстрами. Особенности психики у этих детей такие же, как у левшей, но они достаточно легко привыкают писать правой рукой в школе. И это не приводит к развитию невротических реакций.

Если по итогам тестирования родители определили у ребенка левшество, принимая во внимание тот факт, что движения рук координируются преимущественно противоположным полушарием, получаем правополушарный тип.

Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, а также конкретно-образный характер познавательных процессов. Это полушарие отвечает за умение ориентироваться в пространстве и выработку большого числа вариантов решения какой-либо проблемы. Левши - натуры целостные, впечатлительные, эмоциональные и чувственные. Они все воспринимают всерьез, имея дело с актуальным временем, т.е. «здесь и сейчас». Речь этих детей эмоциональна, богата интонациями и жестами. Чтобы запомнить новую информацию, «правополушарные» дети опираются на свои визуальные и тактильные ощущения.

Бесценны для левшей занятия гимнастиками типа тай-цзи-юань или у-шу, ритмикой и танцами, музыкой, плаванием или теннисом. Любые совместные, особенно подвижные игры, которыми дети сегодня пренебрегают, заменяя их «общением с компьютером», скажутся на развитии левши самым эффективным образом.

Цена переучивания!

Переучивание левши означает не просто переучивание на правую руку, а насильственное вмешательство в уже сложившуюся и довольно сложную функциональную систему.

При переучивании у ребенка могут развиться серьезные невротические реакции.  Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются бурные взрывы недовольства, отказ от работы. У мальчиков и девочек невроз может проявляться по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость. Довольно часто леворуких детей беспокоят страхи перед неудачами, порицаниями со стороны воспитателей и родителей. Описаны даже ночные кошмары, которые преследуют их при переучивании.  Утром они встают вялыми, не отдохнувшими, капризными. Добавляется страх темноты, боязнь оставаться одному в комнате (страх одиночества) и даже страх смерти. У некоторых детей страхи кратковременны, и если нет новых стрессов, могут исчезнуть. Когда родители при помощи угроз и запугивания заставляют детей выполнять все действия правой рукой, малыши обычно стараются, но это им плохо удается, а взрослые расценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство и наказывают. В итоге у детей появляется тревожное ожидание неудачи. Напряжение, замкнутость, недоверие к окружающим остаются на долгие годы.

Бывает у переученных леворуких и невротическое заикание, и невротическое недержание мочи (энурез) и тики - назязчивые непроизвольные движения (мигание, облизывание губ, наморщивание лба с подергиванием носом). Подобные проявления редко вызывают беспокойство взрослых, чаще всего их принимают за кривляние, дурачество.

Как помочь леворукому ребенку.

Не стоит подчеркивать эту его особенность, тревожиться (тревога взрослых всегда передается ребенку) и заранее волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Важно договориться с малышом, что для письма и рисования он всегда будет использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает). Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь. Для правильной позы при письме необходимо:

сидеть прямо;

опираться спиной на спинку стула;

не касаться грудью стола;

ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;

туловище, голову, плечи держать ровно;

обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Теперь о тетради. Ребенок  должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Свет при письме падает справа. Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку.

1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно. Занимаясь с леворуким ребенком , не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук. При воспитании и обучении леворукого ребенка задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов. Ребенка , предпочитающего действовать левой рукой, полезно будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам же и разложит, соблюдая направление слева направо. За этим должны проследить взрослые. Ребенок может и иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам, разложенным по тому же принципу. Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов. Если в рисунках есть элемент зеркальности, взрослые должны обратить на это внимание ребенка. Могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по «маркированной» руке. Если эти способы не дают эффекта, ребенок может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом ребенку нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15-20 минут.

Советы родителям леворуких детей.

Никогда и ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.

Следует помнить, что леворукость - индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.

Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.

Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.