Размер шрифта:
Цвета сайта

К 100-летию школы. Свеча памяти. "Учительница первая моя..."

ВложениеРазмер
Иконка PDF issledovatelskaya_rabota._stepina_m.m.pdf1.48 МБ
Типы публикаций: 

Марина Михайловна Степина - учитель начальных классов высшей категории, заместитель директора по УВР МКОУ СОШ п.Фаленки.

Марина Михайловна родилась 4 февраля 1968 года в п. Фаленки Кировской области. С 1975  по 1985 годы обучалась в средней школе п.Фаленки.  Радыгина Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель Марины Михайловны вспоминает: «Я познакомилась с Мариной в 1978 году. Это был мой первый выпуск. Очень милая, всегда опрятная, с огромными белыми бантами в заплетённых косичках. И конечно, веселая, доброжелательная, готовая к уроку. Не было вопроса, на который бы она не знала ответа, всегда её ручонка была поднята…»  Из воспоминаний Карелиной Валентины Петровны, учителя химии: «Хотя химия была не главным предметом для Марины, она всегда была готова к урокам, часто отвечала домашнее задание по желанию, иногда, чтобы выручить других. Но запомнилась мне она больше своей добротой и активностью. Всегда кого-то жалела, оправдывала, защищала. И, конечно, её активности можно было позавидовать. Придумывала что-то новое, организовывала всех и сама всегда блистала…»

 Ушакова Ирина Алексеевна, одноклассница Марины Михайловны,  вспоминает: «С Мариной, тогда ещё Окуловой, мы учились в одном классе. Она была у нас старостой. Наша «Окулишна» (так мы звали её) всегда была заводилой. Вечно что-то выдумывала, и самое главное – весь класс её всегда и во всём поддерживал. То мы шли и собирали макулатуру, то у нас был в классе вечер, то мы дрова складывали у наших подшефных ветеранов войны…»

После окончания школы Марина Михайловна  год работала в сводном комсомольско-молодёжном отряде животноводов  телятницей  в колхозе  имени  Крупской. «Это был год полезных дел, мы стали увереннее в своих планах, мыслях, делах. Мы повзрослели за этот год», - вспоминала Марина Михайловна.

В 1986 году поступила в Кировский государственный педагогический институт на факультет начальных классов. В 1987году  вышла замуж, вскоре родилась дочь Юлия.  В 1988 г. перевелась на заочное отделение Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко по семейным обстоятельствам, который  окончила в 1992 году.

С 1989г. принята старшей пионерской вожатой в среднюю школу п. Фаленки. В этом же году переведена учителем начальных классов. С 1992 по 1995 годы работала в Фаленской средней школе №2 организатором внеклассной  работы.

В 1995г. родился сын Алексей. Вернувшись в Фаленскую среднюю школу №1, с 1995 по 1999 годы работала учителем коррекционных классов. В 1998 году заочно окончила Московский открытый государственный университет по специальности «Учитель-дефектолог и логопед». С 1999г. работала учителем начальных классов. С 1 сентября 2010 года  дополнительно стала выполнять обязанности заместителя директора по учебной работе.

Качественная методическая подготовка, высокий профессионализм, непрерывный процесс самообразования – эти и другие не менее важные качества отмечали у Марины Михайловны её коллеги. На протяжении  всех лет работы ее ученики имели 100% успеваемость. Ежегодно её подопечные  становились победителями и призерами  интеллектуальных и творческих конкурсов различного уровня.

Принимая в среднее звено выпускников Марины Михайловны, учителя-предметники отмечали у них высокий уровень сформированности общеучебных умений и навыков, ответственное отношение к учёбе, дисциплинированность, любознательность, нежелание сидеть на месте и бездействовать. На вопрос: «Какими вы видите своих учеников и школу?» Марина Михайловна отвечала: «Учеников – любознательными, непосредственными, честными, готовыми прийти на помощь друг другу, а школу – большой, уютной, красивой и теплой. Одним словом, домом, в котором всегда поймут и помогут детям».

Ученики  Марины Михайловны вспоминают…

«Марина Михайловна излучала  позитив. Поговорив с ней всего несколько минут, можно было зарядиться энергией на целый день. Такие люди - редкость. Её можно сравнить с солнышком в хмурый день. А как она вела уроки? Мы сидели и с восхищением смотрели на неё, воображая, что когда мы вырастем, то станем такими же, как она: яркими, веселыми, активными и никогда не унывающими…» 

«Марина Михайловна умела совместить строгость и любовь. Помню она намазывала нам горчицу на кончик ручки, меня, а вернее мои ноги, однажды, примотала скотчем к стулу, чтобы я не болтала ими, бывало ругалась, но всё это не мешало нам любить её. Если Марины Михайловны не было в классе, а по коридору кто-то шёл, мы всегда узнавали, что это она – по стуку каблуков, по темпу шага – и вот она открывала дверь и входила в класс…»

«Мне было 7 лет, когда я пошёл в 1 класс. В класс, в котором и встретила меня Марина Михайловна. Как и все взрослые, тогда она казалась мне каким-то высшим существом: я смотрел на неё снизу вверх, она всегда всё знала, с ней нельзя было поспорить. Мой маленький мозг ещё не мог даже представить все те события, которые произойдут после.

Она видела детей насквозь, она добивалась от них не только того, что было нужно для учёбы, а того, что нужно было ей. А планки были, ох, как высоки.

Уже в 1 классе я участвовал в конференции «Шаг в будущее».  Я помню её настойчивость даже сейчас. Конечно, может показаться, что излишний спрос может раздражать, но в Марине Михайловне всё было как-то… гармонично? Она была строгой и весёлой, настойчивой и доброй. Она была для меня бесконечно авторитетной.

Казалось бы, я покидаю начальную школу и перехожу в среднюю. Конец? Нет. Марина Михайловна была по-прежнему с нами. Она ругала нас за плохое поведение, помогала в конкурсах. Просто была рядом…»       

Всем родителям Марина Михайловна была не просто мудрым наставником, но настоящим другом. Ольга Николаевна Саламатова вспоминает: «Мой сын бежал в школу всегда с хорошим настроением. Если ему учительница что-то поручила, это нужно было обязательно выполнить, чтобы не подвести её. Она всегда пользовалась авторитетом среди наших детей и родителей. Каждое родительское собрание или совместное с детьми мероприятие было очень интересным, полезным, необычным».

На протяжении 12 лет Марина Михайловна являлась руководителем районного методического объединения учителей начальных классов, а с 2012 года – окружного методического объединения. «Любимая началка»  - так называла Марина Михайловна свой дружный коллектив учителей начальных классов. Людмила Александровна Мальцева, учитель начальных классов вспоминает: «Первый раз я увидела Марину Михайловну на её школьном выпускном вечере. Она была в необычном платье в крупную черно-белую шашку. Это сразу привлекало внимание! Я же была молоденькая начинающая учительница. Второй раз мы встретились через несколько лет, когда Марина Михайловна пришла работать в нашу школу. В то время она была уже мамой, заочно училась в институте и взяла класс в начальной школе. Она была по-хорошему въедлива во всё в учительской профессии. Она всё хотела знать и уметь, ей всё хотелось постичь и охватить…»

 В 2005 году Марина Михайловна защищала честь Фаленского района в областном конкурсе «Учитель года», где стала победителем в номинации «Творческий педагог». А с 2006 года  она уже являлась членом оргкомитета по проведению конкурса «Учитель года» в районе. Катаева Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы, участница конкурса «Учитель года» вспоминает: «Конкурс «Учитель года» Марина Михайловна всегда  ждала с нетерпением, можно сказать, жила им. Хорошо запомнилась сказанная ею однажды фраза: «Пусть я буду только тропинкой, по которой пройдут все остальные».  Благодаря ей конкурс «Учитель года» получил развитие в нашем районе…» В  2009 году Марина Михайловна принимала участие в работе профессионального жюри окружного этапа конкурса «Учитель года -2009».

В 2006 году четыре учителя Фаленского района стали лауреатами премии Президента РФ «Лучшие учителя России». Среди них – наша Марина Михайловна. Любовь Попова, корреспондент районной газеты «Сельский маяк» писала: «Ими гордятся все: школа, в которой они работают, школьники, которых они учат, их собственные родители, для которых они остаются детьми. Наконец, гордятся ими и собственные сыновья и дочери. Все они – настоящие профи – педагоги высшей категории. Многим выпускникам на основании примера своей личности и деятельности они дали путевку в жизнь в смысле выбора профессии».  Яркий тому пример - Анастасия Лесникова, ученица Марины Михайловны, ныне студентка 3 курса Вятского государственного гуманитарного университета, в скором будущем – учитель начальных классов. Из воспоминаний Анастасии: «Сколько бы лет не прошло, как много раз не менялась бы моя жизнь – этот человек всегда рядом, всегда в сердце. Марина Михайловна – моя первая учительница, моя вторая мама, мой самый главный человек в школе – яркая, красивая звезда, которая вела за собой, с которой хотелось находиться рядом и на которою мне всегда хотелось быть похожей. Благодаря Марине Михайловне я полюбила школу, научилась свободно общаться с людьми и выражать себя, а всё потому, что рядом был пример, идеал. Сейчас я учусь на учителя начальных классов – это разве не её заслуга? Разве я выбрала бы такую профессию, если бы моя первая учительница не была такой? Не была бы Мариной Михайловной. Я хожу по коридорам, занимаюсь в аудиториях и всегда помню – здесь училась она. А иногда в разных местах, с разными людьми я чувствую её духи – такие родные, и кажется, что Марина Михайловна рядом. А она ведь и есть рядом, всегда со мной…»

За успехи в обучении и воспитании Марина Михайловна была многократно  награждена грамотами школы, районного отдела образования, Департамента образования. В 2015 году была удостоена Почетной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации.

Марина Михайловна была человеком – огоньком, доброй, жизнерадостной, неординарной, неравнодушной ко всему, что происходит. Она мечтала стать актрисой и даже поступала в театральный институт. Ушакова Ирина Алексеевна, одноклассница Марины Михайловны вспоминает: « Мы почему-то не сомневались, что она обязательно станет артисткой – у неё для этого были все задатки, и я знаю, что она после школы ездила в Свердловск и прошла два тура в театральный, но что-то не получилось. Несмотря на это, Марина нашла себя  - она стала учителем начальных классов, что, несомненно, было её призванием…» Но  любовь к выразительному чтению, театральному искусству она пронесла через всю жизнь. Как много ярких, замечательных ролей ею сыграно! Как много стихов прочитано со сцены!

Марина Михайловна умела дружить, помогать людям. Людмила Александровна Мальцева вспоминает: «Марина Михайловна всегда оказывалась рядом в трудные для меня дни, поддерживала всей душой, сочувственными словами. У нас не было секретов друг от друга. Она для моих дочки и сына всегда была близким человеком. Живо интересовалась их делами, учёбой, давала полезные советы, предостерегала от ошибок.  Она была большая выдумщица и затейница. Она редко повторялась в поздравлениях и пожеланиях на дни рождения. На моё пятидесятилетие пришла во вcеopужии, развлекала меня и гостей оригинальными конкурсами и забавами. А как мы с Марусей покупали мне наряды! Мы мерили одно и то же по нескольку раз, чтобы посмотреть, как это будет сидеть. Вертелись перед зеркалом в одной кабинке. А потом решали, брать или не брать. Марина  часто делилась своими рецептами заготовок на зиму. Она делала их сотнями!»  Товарищество, дружба – для неё это были не пустые слова.

            22 февраля 2015 года  жизнь Марины Михайловны тpaгичеcки oбopвалаcь. 

Из воспоминаний Катаевой Ольги Юрьевны: «Я мало встречала в своей жизни таких людей, как Марина Михайловна. Она была человеком-праздником, человеком, несущим свет, солнце. Она горела! Не ходила, а летала. А какой задорный, заразительный у нее был смех! Ей к лицу был любой наряд. Любила жизнь, детей, людей, не могла долго обижаться, сердиться. С ней было тепло, радостно, легко…»

Человек живет, пока о нем помнят. Сохраним  чувство уважения, светлую память о нашей Марине Михайловне!